Цвет сайта
Изображения
Для слабовидящих

МБДОУ №15, с. Октябрьское

Советы психолога

"Первый раз в детский сад"

Часть детей входит в новую обстановку почти без проблем, и слезы, вздохи и тяжелая утренняя разлука с родителями продолжаются только в первые несколько дней. Некоторые переживают негативные эмоции несколько дольше – 3-10 дней. А у других процесс адаптации к детскому саду растягивается на две-три недели и более.
Давайте рассмотрим некоторые факторы, которые помогут ребенку легче адаптироваться:

- взаимное соответствие режимов, по которым живет ребенок дома и в дошкольном учреждении;

- определенная самостоятельность в бытовом обслуживании (по возрасту);

- уровень умственного развития

1. Чтобы негативные эмоции не помешали ребенку в период овладения новыми способами жизнедеятельности, очень важно сформировать у него положительное ожидание, связанное с посещением детского сада. Не стоит пугать ребенка детским садом: «Не будешь слушаться - отдам в детсад», а впоследствии, когда он уже посещает его, угрожать оставить его там, если не перестанет плакать или капризничать. Это вызовет у ребенка боязнь перед пребыванием в доу, удлинит процесс адаптации, а о будущем посещении детского сада надо говорить дома, как о хорошем событии.

2. Спокойной и уверенной адаптации малыша в детском саду способствует осведомленность о жизни в нем. Необходимо познакомить сына или дочь с воспитателем группы, поговорить с ним так, чтобы ребенок слышал, что он уже подрос и будет посещать детский сад, где обо всех малышах заботится добрая, отзывчивая воспитательница, которая гуляет и играет с ними; пусть малыш также познакомится с детьми, с помещением группы, с игрушками, и, поощряемый взрослыми проявит интерес к окружающим. Дома следует вызвать у него приятные воспоминания от увиденного, желание побыстрее пойти в детский сад. Перед тем как идти в детсад нелишне, договорившись с заведующей и педагогом, несколько дней погулять с ребенком на его территории.

3. Не обязательно в первый день оставлять ребенка в группе до вечера: длительное пребывание в незнакомом окружении еще тяжеловато для него. Лучше постепенно удлинять время пребывания в детском саду. Пусть первый раз он пробудет в новом коллективе 1,5 - 2 - 2,5 часа.

А еще неплохо, чтобы этот первый день в детском саду выпал на середину недели, ближе к выходным. И пусть бы это было (при возможности) весной, летом или ранней осенью. В это время дети много гуляют, а ситуация прогулки-привычная для них.

Родителям не следует забывать также о такой особенности малышей, которую можно назвать «заражением эмоциями»: заплакал кто-то один, а за ним, смотри, еще несколько заплакали среди тех, чей детсадовский «стаж» короткий. Подобная «цепная реакция», конечно, негативно влияет на психофизическое состояние ребенка, а потому справедливо заранее узнать, сколько новичков придет в группу в течение недели и когда именно их приводить. Если это будет утром, то лучше привести своего малыша во второй половине дня. Когда новоприбывших окажется трое-четверо и больше, посещение дошкольного учреждения целесообразно отложить на следующую неделю.

4. Кроме официального имени ребенка, воспитателям полезно знать его «домашнее» имя. Ведь, может произойти, в группе окажется несколько Артемов или Олечек, поэтому Сашуля, Люся? Зайчик, Солнышко охотно будут отзываться на привычные для них обращения.

Обсудив поведение малыша в первый день, стоит договориться о продолжительности его пребывания в саду на следующий день. Вечером дома стоит отпраздновать начало детсадовской жизни и ознакомить всех членов семьи с тем, как прошел день, и чем он был интересен ребенку.

В дальнейшем следует чаще советоваться с воспитателем, анализировать с ним поведение и настроение ребенка. Если будет замечено, что он немного утомился, пусть несколько дней приходит в сад только на прогулку. Определенные неудобства от этого (временные) компенсируются осознанием главной пользы такого варианта режима: сохранение физического и психического здоровья малыша, его позитивного отношения к дошкольному учреждению.

Счастья Вам и Вашей семье!


ШЕСТЬ ИСТОРИЙ, РАССКАЗАННЫХ РОДИТЕЛЯМИ

«Маленькие детки – маленькие бедки…» А известно ли вам, что многие беды «взращиваем» в наших детях мы сами?

ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ: такой маленький и такой упрямый

«Упрямый, вредный...» и еще много нелестных слов можно было услышать от мам во время нашего общения. Может ли ребенок 2-3 лет быть таким нехорошим? И в ребенке ли проблема? Прочитайте внимательно историю, рассказанную мамой: «Хороший денек, очень светлое радостное настроение. Хочется смеяться, читать стихи. Прошу сына: «Расскажи папе стихотворение», — молчит. Настаиваю: «Расскажи, ты же знаешь». Как ни заставляла, как ни просила, ничего не получилось, только настроение испортила и себе, и всем в доме».

Здравый смысл подсказывает: если вы хотите что-то сделать, начните это делать. Читайте стихи сами. Дети легко и быстро заражаются настроением, энергией, скоро включатся в вашу деятельность и хорошее настроение будет у всех. Что происходит? Вы демонстрируете, что хорошее настроение может выражаться в веселой игре, в пении, в стихах, в интересной работе. Вы без насилия получаете хорошего партнера — ребенка. Вы интересны ребенку. И, главное, у вас не возникает даже мысли о его упрямстве, так как и почвы для упрямства, спровоцированного вами, нет.

И еще один, более серьезный момент. Увидев раз, другой, третий в ребенке какое-либо отрицательное проявление, родители, не задумываясь о его истинных причинах, спешат «укоренить» в личности ребенка «его» качество: «Упрямый». Попробуйте потом избавиться от него!

Так часто родители необоснованно наделяют ребенка отрицательными качествами, которых у него нет.

ИСТОРИЯ ВТОРАЯ: про ленивого Сережку

По результатам педагогической диагностики выявился удивительный дисбаланс: у ребенка двух с половиной лет прекрасно, с большим опережением возраста, развиты двигательные навыки, активная речь, понимание речи взрослого. И, в то же время, с большим отставанием развита самостоятельность - ребенок не одевается сам, не желает самостоятельно кушать. Что происходит? Природная лень или нечто иное? Конечно, «иное» и называется оно «маме некогда». Ребенок готов делать многое сам, но он относится к людям неспешным, обстоятельным (это нетрудно было заметить на примере его игры с куклой). Значит, ему нужно  время. Ребенок должен иметь право и возможность действовать в своем природном темпе.

Что нужно маме? Терпение, умение управлять ситуацией не действием, а словами.

ИСТОРИЯ ТРЕТЬЯ: маленькая врунишка

Начнем с рассказа мамы. «У меня родился второй ребенок. Времени для трехлетней дочки остается немного. Теперь она еще и врать начала. Ударит младшего и бежит жаловаться, что тот ее обидел. Начинаю ругать ее — слезы и еще больше младшему от нее достается». Маме, отягощенной заботами о доме и двух маленьких детях, оказывается, не видна простая истина — ребенок не врунишка. Ребенку остро не хватает маминого внимания, любви, персональной заботы и ласки. Вот она и привлекает внимание к себе таким способом. Если не изменить эту ситуацию сейчас, у ребенка закрепится в сознании именно такой способ завоевания маминого внимания, отсюда может постепенно сформироваться принцип поведения «чем хуже, тем лучше».

Не спешите обвинить ребенка, подумайте, что происходит, и не в вас ли основная причина.

ИСТОРИЯ ЧЕТВЕРТАЯ: чистота как истинная ценность

У девочки 2 лет 5 месяцев крайне слабо развиты действия рук, пальчиков, отстает понимание речи и активная речь. Нужны экстренные действия семьи в помощь ребенку — месить с мамой тесто, перебирать крупу, горох, вместе лепить из глины или пластилина, рисовать, играть с песком. Чем больше возможности для активных интересных действий для рук, тем быстрее выправится речь. Но что мы слышим от мамы? Краски, пластилин, песок, горох — это же грязь будет во всем доме. А если папа наступит на горошину? Нет, нет и нет!

Ну, нет, так нет. Готовьтесь через пару лет платить деньги специалисту-логопеду.

Поступитесь своими удобствами, задумайтесь о потребностях ребенка.

ИСТОРИЯ ПЯТАЯ: он такой маленький, такой слабенький

Мама, совершенно игнорируя положительные результаты диагностики развития двухгодовалого малыша, настойчиво твердит: «Костик может сам забраться на диван, и на стул, но он такой маленький, слабенький, так часто болеет. Я сама принесу ему игрушки, сама покормлю, сама вытру ручки. Играть на площадке детского сада? Что вы, заболеем». И вот, несмотря на то, что ребенок может и готов быть самостоятельным, мама начисто лишает его инициативы, возможности двигаться, крепнуть, общаться со сверстниками.

Представляете, сколько трудностей ожидает этого ребенка, когда мама сочтет возможным оторвать его от своего подола?

Ориентируйтесь на сильные, а не на слабые стороны своего ребенка.

ИСТОРИЯ ШЕСТАЯ: оптимистичная

Результаты диагностики показали, что по многим, почти по всем направлениям, малыш развивается очень успешно, опережая своих сверстников. Мама расцветает улыбкой, безусловно радуясь за малыша и за себя. Но на вопрос:

«А что вы делали/делаете для того, чтобы малыш так успешно развивался?», следует ответ: «Само по себе так получается». Что из этого следует? То, что развитие обеспечивается биологическим потенциалом малыша. Сейчас его хватает, чтобы обогнать сверстников, но как знать, насколько щедра была матушка природа, оделившая ребенка при рождении. И не придет ли время, когда мама с горечью и недоумением будет вспоминать «каким умненьким был малыш».

Маме и папе не следует тешиться, что все идет так прекрасно, а, испытывая родительскую гордость, заниматься с ребенком, ориентируясь на задатки, полученные им от рождения.

Итак, кто же  не хочет блага своему дитяти?

Если у Вас возникли вопросы или предложения, высказаться можно в рубрике «Вопрос – ответ»

Лидия Свирская

/По материалам «Газета для родителей», Октябрь, 2006